Изучив рынок и опробовав большое количество источников, могу смело заверить, что каждый из приборов стоил своих денег — в современных реалиях наткнуться на откровенное барахло буквально не представляется возможным. Но, тем не менее, весьма полезно разобраться каким образом и на что влияет каждая из характеристик, дабы быть точно уверенным, что с одной стороны — купленная техника будет способна выполнить возложенную задачу, а с другой — что лишних денег не заплачено за те функции и возможности, которые однозначно не будут использованы.
Мощность (Max energy)
Пожалуй, один из первых критериев, по которуму пользователь выбирает моноблок и именно поэтому, данной характеристике нужно уделить больше внимания. Количество света, которое способен выдавать импульсный источник должно расчитываться из размеров пространства, где вы снимаете и жанра/стиля, в котором вы планируете работать. Это один из параметров, который сильнее всего влияет на цену в рамках одной линейки, поэтому переплачивать и использовать прибор на четверть его мощности — это не очень экономичный подход, но куда хуже, когда сэкономив, вы понимаете, что производимого моноблоком света не хватает для выполнения штатных задач.
Мощность прибора привычно измеряется в Джоулях (Ватт/сек) и её максимальное значение, как правило, будет фигурировать в названии, к примеру Profoto D2 500 имеет свои максимальные 500 Джоулей, Broncolor Siros 400 — 400 джоулей, а Hensel Integra Mini 300 соответственно 300 джоулей максимальной мощности. Также существует понятие «Ведущее число» или по-английски Guide Number, чаще применяемое для оценки мощности накамерных вспышек. В кратце его можно описать, как количество метров до объекта, который будет правильным образом проэкспонирован при диафрагменном числе f/1.0, ISO равным 100 и с использованием светоформирующей насадки, имеющей стандартный угол рассеивания, примерно соответствующий диаметру 17-18 см рефлектору (а для накамерных вспышек в таких случаях указывается зум-значение — угол фокусировки лампы). Т.е. если вспышка имеет ведущее число 60, то в теории, объект расположенный на дистанции 60 метров будет адекватно освещён при условиях, указанных выше. Даёт ли это объективное представление о мощности прибора? Не совсем, лишь призрачное пониемание того, насколько одна вспышка внутри линейки мощнее другой. Ну или, к примеру, если вы использовали любимый Speedlite от Canon с ведущим числом 46, то выбирая прибор с таким же значением у другого бренда, в теории их мощности будут идентичными.
Если основная задача, которая приходится решать — это съёмка небольших предметов для интернет магазинов или съёмка крупноплановых портретов на открытых диафрагмах, то вам вполне хватит 200-250 джоулей. Самые маломощные приборы, которые я видел в формфакторе студийных моноблоков — это 120 дж и 160 дж, чьих сил тоже вполне хватит для подобных целей, но как показывает мой опыт — всегда лучше иметь хотя бы небольшой запас по мощности, чтобы при штатном использовании прибора, он работал не на близких к максимальным своим значениям, а на средних — это сохранит срок его службы на гораздо больший промежуток времени. 300 джоулей хватит для погрудных и поясных портретов, хотя если вы любите свободу при выборе апертурного числа на объективе, то лучше сразу смотреть в сторону 400 джоулевых приборов, потому как если закрыть диафрагму до f/11, то в некоторых моментах трёхста джоулей может и не хватать. Оптимальная мощность для решения большинства задач — это 500-800 джоулей, их хватит для свободной работы с любыми светоформирующими насадками, а также позволит отодвигать источники света от объектов освещения, позволяя компенсировать увеличившуюся дистанцию своим запасом мощности.
Если же вы планируете использовать габаритные световые модификаторы, такие как крупные софт- и октабоксы, параболические рефлекторы и большие зонты на отражение, то вам потребуются мощные приборы с 1000 и 1200 джоулями. Их запаса мощности хватит для любых нужд, хотя с другой стороны — минимально возможные их значения порой будут через-чур сильными для противоположных задач, где требуется слабенький импульс и тут на помощь могут придти лишь гелевые ND-фильтры, надеваемые на источник света, но это отдельная тема для разговора. Также надо отметить, что цена на главный расходник — газоразрядные импульсные лампы будет прямо пропорционально зависеть от мощности, то есть чем сильнее будет ваш прибор, тем дороже будет выходить замены ламп.
Точность управления мощностью (Energy control increments)
Для получения стабильного и предсказуемого результата количество света производимое источником должно регулироваться плавно и в широком диапазоне, к примеру Godox AD600Pro регулируется от 1/1 до 1/256, а Godox QT от 1/1 до 1/128 с минимальным шагом в 0.1 стопа, что позволяет филигранно контролировать экспозицию и баланс света при фотосъёмке. Эти критерии в англоязычной терминологии обычно обозначают как Energy control increments и здесь, чем меньшая ступенчатость регулировки наличествует, тем удобнее будет с прибором.
Безусловно, помимо того, какая мощность установлена на панели управления, очень важно чтоб сам моноблок на одном и том же значении при каждом новом срабатывании выдавал импульс соответствующий указанной величине и чтобы любые отклонения мощности, по возможности были минимальными. Очень хорошим можно считать прибор, у которого эти расхождения укладываются в 1/20 экспозиционного стопа. Если производитель достаточно откровенен с пользователем, то данные об этом аспекте записаны в строке «Energy stability» в характеристиках. В случаях, когда какую бы ты мощность не указал, а моноблок каждый раз выдаёт «что-то своё» работать, разумеется, тяжелее.
Раньше, для того чтобы получить импульс слабее предыдущего, приходилось делать ручное срабатывание вспышки, нажимая на кнопку Test, чтобы накопленная в конденсаторах энергия сбрасывалась. В последствии, применение производителями IGBT-транзисторов в схеме, позволило обрезать часть импульса следующего от конденсаторного блока на лампу и необходимость ручного сброса исчезла.
Цикл перезарядки (Recycling time)
Это та характеристика, которая показывает, как быстро прибор готов выдавать новый импульс после того, как сработал предыдущий. Разумеется, чем более мощный импульс только что отработал, тем больше времени потребуется конденсаторам внутри моноблока для того, чтобы накопить энергию для последующего. У Godox QT1200, к примеру, готовность вспышки начинается с 0.05 сек. при мощности выставленной на 1/256 и 0.9 сек. на максимальной мощности, а Profoto D2 1000 — 0.03 и 1.2 сек соответственно. Такие параметры позволяют выдавать подряд по 10-12 полноценных, непрерывных вспышек на средней мощности, что полезно, когда требуется сделать много снимков за малый промежуток времени, а потом из отснятого выбрать самый удачный момент. Динамичные съёмки с такими параметрами проходят легко и безболезненно, особенно когда вспоминаешь как часто такие серии приводили к перегревам ранних источников света. Приборы с коротким циклом перезарядки придутся по нраву тем, кто любит (или вынужден) «поливать» на своих фотосъёмках. И наоборот — если вы предпочитаете вдумчивую, неторопливую работу, то этим параметром можно смело пренебречь.
продолжение в следующей статье
Александр Дьяченко 10.02.2022