Я всегда ценил работу с гелевыми фильтрами — вплоть до того, что раньше я помнил не только номенклатурный номер и собственные названия большинства, но также и держал в голове коэффициент светопоглщения тех, которыми пользуюсь чаще всего.

К примеру — фильтр под номером 181 имеет романтическое название «Congo Blue», блокирует вплоть до 7 ступеней, даёт насыщенный и глубокий фиолетовый оттенок,  126 — «Mauve» — крадёт 4 целых + 2/3 стопа и окрашивает свет в тёмно-лавандовый цвет, фильтр 022 именуется «Dark Amber», забирает 2/3 экспозиционных ступени и красит свет в янтарный, а 105 имеет лаконичное название «Orange» блокирует одну целую и одну треть от ступени и создаёт эффект тёплого света от камина, лампады или костра.

Цветные фильтры не так просты в использовании, как хотелось бы — разумеется то, что вы видите держа в руках, вовсе не обязательно будет так же выглядеть на объектах вашей съёмки, освещенной источником с данным фильтром. Тут всё зависит не только от установок баланса белого внутри камеры, но и от установленной мощности источников света, параметров экспозиции, изначального цвета материала на который воздействует гель, а также любых других приборов, участвующих в освещении сцены.

О гелевых фильтрах

Это то, что касается цветных фолиевых фильтров, а есть ведь ещё и диффузные, ND, различные виды конверсионных и косметические.
Кстати, по-поводу диффузных фильтров (внешне они все похожи на кальку различной плотности), я до сих пор хорошо помню самые распространённые: 216 (самый плотный, который приходилось использовать) — поглощает 1,5 ступени  и даёт сильное рассеивание. 250 называется «Half white diffusion» даёт среднее рассеивание и забирает ¾ стопа, а 251 имеет название уже «Quarter white diffusion» поглощает 1/3 и даёт лёгкую степень рассеивания. Ещё из этой линейки мне всегда нравился диффузный фильтр 253, который имеет собственное название Hampshire Frost, поглощающий меньше ¼ ступени и создающий лёгкий фрост-эффект. Промежуточный 252 фильтр, с названием «Eighth White Diffusion» мне не попадался, по паспорту блокирует тоже ¼ ступени, но рассеивает чуть сильнее, чем 253 фильтр.

Диффузные фильтры, вопреки распространённому мнению, не делают свет мягче, ведь для этого было бы необходимо увеличивать угловой размер светящийся поверхности, но зато они эффективно растушёвывают светотеневой переход, тем самым предоставляя мощный инструмент контроля над итоговым видом всех теневых участков фотографии.  

О гелевых фильтрах

Всё более-менее понятно с ND фильтрами — 209, 210 и 211, поглощающие одну, две и три стопа соответственно. Они часто становятся необходимы при работе со старорежимными галогенными осветительными приборами, у которых отсутствуют диммеры мощности. Ну и самый распространённый случай их применения — когда хочется на открытой диафрагме снимать со вспышками, на которых установлены какие-нибудь открытые модификаторы света, к примеру — рефлектор. Как правило, даже самая маленькая мощность источника способна переэкспонировать кадр, если значение апертуры при съёмке f/1.4 и больше. Хотя, надо признать, что современные источники импульсного света позволяют варьировать мощность в широком диапазоне и минимальные значения (какие-нибудь там 1/256 от максимальной) позволяют использовать открытую диафрагму даже без дополнтильных ND-фильтров, но это уже частные моменты. 

Конверсионные фильтры я условно делю на те, которые меняют цветовую температуру из тёплого к холодному (С.T. Blue), а из холодного к тёплому (C.T. Orange) и на те, которые устраняют так называемый тинт (оттенок) от люминесцентных, энергосберегающих и всех остальных ламп с далёким от высокого CRI качеством светового потока. Этот оттенок может тяготеть к зелёным (в таком случае нужно использовать Minus Green фильтры, к примеру 247) или наоборот, к фиолетовым (в этом случае используется Fluorescent Green фильтры, самый распространённый — 219).
Самыми часто задействоваными являются фильтры, подстраивающие цветовую температуру ламп накаливания к импульсным вспышкам — 201 гель превращает 3200 кельвинов в 5700. Есть фильтр и обратный — гель под номером 204 утеплит цвет вспышки до того вида, при котором она станет эквивалентной стандратной лампе накаливания (tungsten bulb)
 

Есть ещё специфические фильтры, типа 184 — Cosmetic Peach, относящийся к так называемым «косметическим» фильтрам, служащим для того, чтобы скрыть недостатки кожи в до-фотошопные времена. Лично я его использую для того, чтобы придать коже эффект весьма симпатичного тонирования:

О гелевых фильтрах

Конечно, количество полглощаемых ступеней, это в какой-то степени весьма условная характеристика: на самом деле, всё гораздо сложнее  — свет проходящий через фильтр притерпевает комплекное изменение, зависящее от коэфициента Y-пропускания. На сайте фильтров Lee представлены целые диаграммы, которые точно описывают что происходит с потоком проходящего через фильтр света. Поэтому запоминать то число, которое приведено в описании каждого фильтр вовсе не обязательно и в этом есть смысл только в том случае, если вам нравится запоминать числительные.
В наших широтах самой известной фирмой, изготавливающей гели является Photoindustria, выпускающей различные по наполнению и по габаритам комплекты. Сейчас доступны фильтры и из Китая, некоторые из которых, так или иначе, также соответствуют системе Lee. Если же сторонние фильтры описывают цвета условно, без привязки к Lee, то конкретно в любительской фотографии их вполне можно использовать, чего точно допустить нельзя в кинопроизводстве, где согласование цветов фильтров должны быть прецензионно точными. Не говоря уже о том, что к большому сожалению, условные фильтры из АлиЭкспресс не являются термостойкими и при работе с световыми приборами имеют риск быть расплавленными даже с далеко не самыми горячими лампами.

 

Кстати говоря, помимо вышеупомянутых фото и кино (а также телевидения), гелевые фильтры используются и в театре, уж какие горячие источники там, думаю наслышан каждый человек — тут подойдут исключительно термостойкие фильтры от Chris James, Arri, Rosco и других сертифицированных производителей. Порой нам кажется, что цена на фирменные фильтры завышены — даже если брать ту же Photoindustria, стоимость самого миниатюрного комплекта с фильтрами размером 20*20 см стоит порядка восьми тысяч, чего уже говорить о западных производителях.  Тут надо добавить, что всё то, что касается досканального воспроизведения цветов и соответствия эталонным стандартам, требует самого высокоточного промышленного оборудования и скрупулёзного контроля качества — так что на самом деле, никаких чудовищных наценок тут нет, изготовить правильные фильтры полукустарным методом «на глаз», увы, невозможно.


Александр Дьяченко 16.09.2023

Статьи

О гелевых фильтрах

Системные единицы измерения мощности

Люксы, люмены, ватты, джоули, ведущее число… Что и как соотносится друг с другом, какие параметры более удобны для...
О гелевых фильтрах

ПАРАМЕТРЫ ИМПУЛЬСНЫХ МОНОБЛОКОВ (часть 3)

Когда все основные технические параметры полностью разобраны, то следует сказать несколько слов и о некоторых...
О гелевых фильтрах

ПАРАМЕТРЫ ИМПУЛЬСНЫХ МОНОБЛОКОВ (часть 2)

Длительность импульса и стабильность цветовой температуры отличают недорогой прибор от премиум оборудования,...
О гелевых фильтрах

ПАРАМЕТРЫ ИМПУЛЬСНЫХ МОНОБЛОКОВ (часть 1)

Сегодня на рынке осветительного оборудования царит разнообразие, о котором раньше оставалось только и мечтать....
О гелевых фильтрах

О цветных фонах

Бумажные фоны широко применяются в фотоиндустрии с незапамятных времён — классики фэшн-фотографии в середине 20 века...